Дворец царя Алексея Михайловича. Историко-художественная реконструкция

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском – памятник искусства и быта последнего, самого яркого периода Московского царства, в которое уходит корнями современная Россия. Это образец особого стиля, суть которого в успешном симбиозе искусства традиционной, допетровской Руси и Западной Европы. Дворец отличает высокий уровень исполнительского мастерства, декоративность и звучная, бравурная художественная полифония, обеспеченная разнообразием примененных приемов и материалов. Вместе они создают праздничное, жизнерадостное ощущение, которое сродни чудесной сказке.

Дворец, названный современниками восьмым чудом света, сохранился в народной памяти и многочисленных документах, мемуарах, описях, графических листах, живописных полотнах, обмерных чертежах и моделях в архивах и музеях России и Западной Европы.
В основе художественного решения интерьеров лежало глубокое изучение, как исторических источников, так и самого широкого спектра исторических аналогов, однако ведущее место в работе творческого коллектива художников, архитекторов и научных сотрудников музея-заповедника было отдано исторической достоверности и документальной точности.
Экспозиция размещена в 24-х воссозданных интерьерах Хором Государя царя, Хором Государыни царицы и Хором царевичей, художественный образ каждого из них строится на основе взаимодействия архитектуры и убранства с функциями помещения: парадные залы для проведения торжественных приемов, пиров и празднеств, личные жилые покои.

Художественная отделка помещений отличается насыщенным декором и разнообразием: затейливая резьба наличников и карнизов окон и дверей, горящая эмаль ценинных печей, мерцание слюдяных и стеклянных оконниц, полифония красок росписей стен и потолков, узорных тканей (на стенах и предметах мебели) и ковров; яркий свет уникальных светильников, воссозданных по аналогам русских и западноевропейских образцов XVII – XVIII вв. Все это делает мир царских покоев жизнерадостным и, отчасти, нереальным, сказочным.

Сюжетную структуру росписи дворца составляют орнаменты, бытийное письмо, мифологические персонажи древности. Их состав определен по упоминаниям в описях XVII – XVIII вв. и виршах Симеона Полоцкого с их «чюдними историями», четырьмя частями мира, «небесным зодием», временами года и множеством «цветов живонаписанных».
В текстах звучат имена героев древности: Юлия Цезаря, Александра Македонского и его вечных противников, Дария III Персидского и царя Пора Индийского – росписи на эти сюжеты выполнены в Кабинете царя Алексея Михайловича.

В сюжетных росписях царских покоев (в Престольной палате Хором Государя царя) изображены и библейские цари, Давид и Соломон (не случайно сам дворец Алексея Михайловича Симеон Полоцкий сравнил с «Соломоновой прекрасной палатой»).

Композиции на сюжеты из Библии имели основой западноевропейские гравюры (в росписи дворца использованы гравюры известной Библии Николаса Пискатора, 1674 г.), но современные художники, также как и русские мастера XVII столетия, перерабатывали их, внося черты национальной самобытности в трактовку сюжета, наделяя изображаемое характерными чертами русского быта.

Огромную роль, как и во многих дворцах мира, еще с античных времен, играло изображение звездного неба, включавшее символы солнца, луны и звезд и знаков зодиака. Композиция росписи потолка Столовой палаты – «Зодий небесный» выполнена по западноевропейским аналогам кокнца XVI – первой половины XVII вв. «Звездотечное небесное движение» царской Столовой палаты пользовались в то время особенным уважением и несколько раз служило образцом при украшении других комнат в царских хоромах XVII столетия. «Зодий небесный» как бы утверждал полноту державы, соотнося власть земную с властью небесной.

В Хоромах Государыни царицы (в Передних сенях и Престольной палате) выполнены росписи на темы «Времена года» и «Притчи из Книги Эсфири», упоминавшиеся в Описи Коломенского дворца.

Наряду с сюжетными композициями покои дворца украшает орнаментальное («травное письмо») с включенными в него изображениями птиц, зверей и людей (Передние сени, Столовая палата, Престольные палаты царя и царицы, входы и рундуки Парадных крылец).

Художественная отделка и убранство помещений дворца служат основой интерьерной экспозиции. Она представляет собой живой музей, образное пространство, с которое погружены, наряду с реконструируемыми, аутентичные предметы из коллекции музея-заповедника: в интерьерах Крестовой палаты Хором царя и Молельне Хором царицы экспонируются подлинные иконы и предметы церковного убранства, в покоях царя и царицы и можно увидеть подлинные гобелены работы французских и фламандских мастеров XVII века – «Въезд Александра Великого в Вавилон», «Пир у Алкиноя и Ареты» и «Жертвоприношение Авраама»; уникальные предметы декоративно-прикладного искусства XVII –XVIII веков, возвращенные в естественную для них среду, из которой они были выхвачены в прошлом неодолимым водоворотом времени.

Поделиться в соцсетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники